Минтруд России рассказал о том, как считать выходное пособие с 1 сентября 2025 года
С 1 сентября 2025 года средний заработок для всех случаев, установленных законодательством, будет рассчитываться по правилам, определенным Положением, утв. постановлением Правительства России от 24.04.2025 № 540 (далее – Положение № 540). Мы писали об этом здесь.
По новым правилам п. 9 и п. 13 Положения № 540 средний месячный заработок для оплаты выходного пособия рассчитывается путем умножения среднего дневного (или часового) заработка (порядок расчета которого не изменился) на среднемесячное количество дней (часов). Среднемесячное число дней применяется при расчете выходного пособия для работников с поденным учетом рабочего времени, а среднемесячное число часов – для работников с суммированным учетом рабочего времени.
При этом новые нормы определяют только порядок расчета среднемесячного числа часов в году (путем деления количества рабочих часов в году на 12) и не определяют порядок расчета среднемесячного числа дней.
Кроме того, новые нормы не отвечают на вопрос, за какой год необходимо считать среднее число дней (часов), приходящихся на один месяц: за год с даты увольнения или за календарный год (с 1 января по 31 декабря), на который пришлось увольнение.
Разъяснения по этим вопросам дал Минтруд России в письме от 05.08.2025 № 14-1ООГ-3551.
Ведомство напоминило, что в соответствии с абз. 5 п. 13 Постановления № 540 среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году, рассчитывается путем деления количества рабочих часов в году, рассчитанного в соответствии с установленной для соответствующего работника продолжительностью рабочего времени, на 12. Далее Минтруд России указывает, что при исчислении среднего заработка для расчета выходного пособия среднее количество рабочих дней (часов), приходящихся на один месяц в году, рассчитывается путем деления количества рабочих дней (часов) в календарном году на 12. Иными словами, необходимо применять аналогичный порядок для определения среднемесячного количества дней и часов. При этом необходимо брать количество дней (часов) в том календарном году (с 1 января по 31 декабря), в котором происходит увольнение.
Предоставленные разъяснения не до конца решают проблему расчета среднемесячного количества дней, стоящую перед работодателями.
Во-первых, если говорить о том, как прописано правило абз. 5 п. 13 Постановления № 540, то там речь идет о количестве часов в соответствии с установленной для соответствующего работника продолжительностью рабочего времени. Действительно, при суммированном учете, когда речь идет о часах, в зависимости от продолжительности работы (40 часов в неделю или 36 часов в неделю) количество часов будет разным. Так, в 2025 году при 40-часовой рабочей неделе количество часов будет равным 1972, при 36-часовой рабочей неделе – 1774,4.
Если речь идет о поденном учете рабочего времени, то независимо от продолжительности рабочей недели в году будет 247 рабочих дней. Поэтому непонятно, как учитывать фактор установленной для соответствующего работника продолжительности рабочего времени.
Возможно, если речь идет об аналогичном расчете, необходимо учитывать продолжительность рабочей недели в днях (5 или 6). Но прямо это не следует ни из норм Положения № 540, ни из комментируемого письма Минтруда России.
В связи с существующей неопределенностью рекомендуем закрепить в локальных нормативных актах (ЛНА) этот порядок расчета для всех увольнений по сокращению или в связи с ликвидацией с 01.09.2025 и позднее.
Во-вторых, действующим Положением, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922, установлено, что средний заработок (применявшийся, в частности, для определения суммы сохраняемого среднего заработка) определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных), подлежащих оплате. Несмотря на такое указание, в рабочие дни, которые учитывались при расчете выходного пособия, по мнению судов, необходимо было включать также нерабочие праздничные дни (см. статью).
Этот вопрос Минтруд России в письме от 05.08.2025 № 14-1ООГ-3551 не рассматривал. Однако не исключено, что новые правила, определенные Положением № 540, также будут скорректированы судебной практикой. Поэтому считаем допустимым при закреплении в ЛНА порядка расчета сохраняемого заработка предусмотреть, что при определении среднемесячного количества дней к рабочим дням прибавляются и нерабочие праздничные дни.
Кроме того, комментируемое письмо упоминает только выходное пособие в размере среднемесячного заработка при увольнении по сокращении численности или штата либо при ликвидации организации (ст. 178 ТК РФ). Трудовое же законодательство допускает выплату выходного пособия в размере среднемесячного заработка при увольнении по соглашению сторон. Вероятно, необходимо исходить из того, что указанные разъяснения можно применять и при расчете этой выплаты. Это также лучше закрепить в ЛНА.
Помимо этого, отметим следующее.
В п. 9 и п. 13 Положения № 540 нет указания на то, что сохраняемый заработок за 2-й и 3-й (за 2-й – 6-й для работников из РКС и МКС) месяцы после увольнения определяется в аналогичном порядке, однако в связи с тем, что он выплачивается в размере среднего месячного заработка (как и выходное пособие), считаем, что порядок его расчета идентичен. В то же время работодатель может рассчитывать сохраняемый заработок за 2-й и 3-й (за 2-й – 6-й для работников из РКС и МКС) месяцы после увольнения в общем порядке, т. е. путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество дней (часов) в периоде, подлежащем оплате (фактически в том же порядке, что и до 01.09.2025).
При применении Положения № 540 важно учитывать, что никаких переходных положений оно не содержит. Поэтому возникает вопрос, применять ли новые нормы к выплатам, которые производятся после 1 сентября 2025 года, если увольнение состоялось до этой даты. По нашему мнению, новый порядок расчета необходимо применять только при выплате сумм, связанных с увольнениями, произошедшими после 1 сентября 2025 года. Во избежание претензий и споров с работниками и проверяющими рекомендуем указанное положение закрепить в локальном нормативном акте.
Источник: https://its.1c.ru